Open
Close

Никита бесогон - cвятой мученик Никита, изгоняющий беса, на крестах и иконках из Твери. В чём отличие великомученика Никиты Готфского от Никиты Бесогона? Старинные крестики никита бесогон

Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рек Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке. Сюжет этот давно привлекал внимание исследователей.

И. Н. Четыркин и Н. Г. Добрыкин сделали по этой теме доклады на X археологическом съезде в г. Риге в 1К% г. И. Н. Окунева подробно рассмотрела иконы с изображением св. Никиты бесогона. По мнению ряда исследователей (А. В. Рындиной, С. В. Гнутовой), этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга ХIV-XVI ВВ.. Восходит он к Новозаветному апокрифу "Сказание о Никитиных мучениях" (Житие св. муч. Никиты, Никитино мучение), список которого был впервые открыт А. Н. Пыпиным и издан графом Кушедевым-Безбородко.

"Сказание..." известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХVI вв. В настоящей работе использовался список л ХVI в. бывшего Румянцевского музея, опубликованный Н. Тихонравовым. В нем содержится рассказ и Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.

События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергали пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам "кумирским". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол В ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам "кумирским".

Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть "Божьего посланника" испытанию. Что Никита и сделал: «…простре... руку свою, и наступи на шею его... и снем оковы, яже бяху на ноге его... я бьюще дьявола оковами» . Дьяволу пришлось несладко, и он признался В своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.

Апокрифами в православии называются произведения церковного содержания, не признаваемые священными; рассматриваемый нами относится к Новозаветным. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в "Индекс" запрещенных книг уже в XVII в. Среди них мы и встречаем наше "Сказание... "

Почти за 600-летнее бытование сюжета о Никите он не оставался неизменным. В христианской культуре пошел процесс слияния всех демоноборцев (архангел Михаил, Исихаил, св. Дмитрий, св. муч. Никита Готский, св. муч. Никита) в единый образ победителя, символизирующий победу христианства над силою язычества (дьяволом) Выражалось это в отходе от буквальной иллюстрации текста апокрифа и приобретении демоноборцами ряда общих черт (одежда, положение и т, д.).

К настоящему времени удалось выявить более 140 носителей изображений св. муч. Никиты. Среди них: рельеф с Дмитровского собора во Владимире (1197 г.). иконы (ХVII-ХVIII вв.). фреска (1502 г.), многочисленные каменные и металлические иконки и кресты, а также деревянная скульптура из Московского Кремля (нач. XVII в.).

В данной работе анализируются кресты и иконки-образки, происхождение которых связано с Тверью и ее округой.

1. Кресты с изображением святого мученика Никиты бесогона

К настоящему времени известно 102 носителя. География находок довольно обширна: Калуга (7), Киев (4), Рязань (4), Смоленск (1). С тверским регионом связано 85 находок: Тверь (67), Старица (7), Белый Городок (5), Ржев (3), Торжок (1). Хранятся они в музеях Твери, Санкт-Петербурга и ряде частных коллекций.

Происходят кресты из подъемного материала в местах сильного разрушения культурного слоя (72), чаще всего это берег р. Волги и археологических раскопок (2).

Картографирование находок позволило выявить места их наибольшего скопления. Для Твери это Затьмацкий посад (район нового стадиона), единичные находки происходят из Кремля, Загородского и Затверецкого посадов и Барминовки. Кроме готовых изделий, среди рассматриваемых крестов 15 экз. не закончены изготовлением (у них не просверлено ушко, не спилены окалина и литики; есть по 2-3 креста, отлитые вчерне и соединенные между собой) или представляют собой брак (т. е. не долито ушко или один из концов). Они происходят из Затьмацкого посада (13 шт.) и Барминовской слободы (2 шт., дореволюционные сборы). С Затьмацким посадом связывают и находку целого комплекса вещей, по-видимому, из размытой мастерской меднолитейщика. Это 18 крестов (14 отлиты вчерне) и, кроме того, 2 небольших медных слитка (?). Найдены они были в XIX в. на берегу р. Волги против церкви св. Бориса и Глеба.

Кроме того, при археологических раскопках в Затьмацком посаде в 1990 г. (Е. В. Калинина и А. Н. Хохлов, раскоп N 7) было вскрыто несколько комплексов с отходами бронзо-литейного производства. Среди находок - бракованные крестики, фрагменты тиглей. Комплексы эти можно интерпретировать как остатки бронзо-литейной мастерской.

Три находки из Старицы происходят из слоя разрушающегося кладбища. По совместным находкам удельных монет их можно датировать ХIV-ХV вв..

Находки из Белого Городка тоже происходят из разрушающегося кладбища XVII в.4
Все рассматриваемые кресты с изображением Никиты-бесогона делятся на две большие группы: а) наперсные кресты (их носили поверх одежды) - наиболее крупные среди рассматриваемых (размеры: 88x58 мм, 48x30 мм, 27x17 мм). У нас их 10 экземпляров: Тверь - 6 Старица - 3, Торжок - 1. Изготовлены они, как правило, из сплавов и лишь один (из Торжка) - из кости.

Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников.

По типологии эти кресты делятся на:

Четырехконечные с прямоугольными концами (7 шт.). Большей частью не
опубликованы. Впервые подобные кресты опубликовал А. К Жизневский, ошибочно датировав ХII-ХII вв.. Современными исследователями они датируются ХIV-ХVI вв.

Четырехконечные с округлыми концами (3 шт.). По литературе известны
как псевдоэнколпионы московского типа. Датируются ХV-ХVI вв..

б) нательные кресты. Имеют небольшие размеры: 22x15 мм, 22x11 мм (75 экз.). Изготовлены из медного и свинцово-оловянного сплава, биллона (?).

Изображение св. муч. Никиты (ввиду малого места, чаще всего условное) в центре. По бокам могут быть надписи: "НИКИ", "НИКИТА", "НИКИТИА". Основная масса происходит из Твери (66), также есть находки из Старицы (1), Белого Городка (5), Ржева (3). Кресты из Старицы и Белого Городка происходят из слоя разрушающегося кладбища.

Кресты-тельники могут быть как односторонние, так и двусторонние. На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту ("Кресту Твоему поклоняемся..."). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа "ББББ" - "бич божий биеть бесы").

По типологии они делятся на:

Четырехконечные с прямоугольными концами. Найдены в Твери Ржеве, Старице по берегам р. Волги. Широко опубликованы А. К. Жизневским (датировал их ХVI-VII вв.), Н. Ф. Романченко (датировал ХIV-ХV вв.), В. Г. Пуцко (датировал XVI в.).

Четырехконечные со скошенными боковыми сторонами (2 экз.). Размеры одного из них 22x10 мм (не публиковался).

Четырехконечный крест с расширяющимися лопастями (типа пушечного или австрийского). Размеры (16x12 мм - обломан). Подобной формы кресты известны в Южной Руси.

С крестами в русской культуре связан целый комплекс поверий. Они были широко распространены среди населения. Изготовляли их из золота, серебра, дерева, кости, разных металлических сплавов, но более всего из медных. Хоронили чаще всего с медными или деревянными крестами, серебряные и железные на покойника не надевали.

По преданию, наперсный крест с двумя (?) изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии).

Медные кресты даже в кон. XVI в. были весьма дороги и не всякому доступны, о чем мы находим упоминание в Житии преподобного Иринарха Ростовского (XVI в.).

2. Образки и иконки с изображением святого мученика Никиты бесогона

К настоящему времени известны 33 носителя изображения. Более чем у половины географическая привязка невозможна из-за их происхождения из частных дореволюционных собраний.

С Москвой связывают порядка 20 носителей, с Рязанью - 4, с Брянском - 1, Ростовом - 1, Тверью - 6 и со Старицей - 1. Хранятся большей частью в музейных собраниях. Изготовлялись они из сланца с оправой в серебро, целиком из металла-серебра или медных сплавов.

Три сланцевые иконки связываются с Тверью предположительно, опираясь в основном на сюжет. Они прекрасно опубликованы, и разбирать их в данной работе не имеет смысла. Ограничимся лишь перечислением и датировкой:

1. Вознесение - Никита с бесом (ХIV-ХV ввТ).
2. Успение - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).
3. Христос Пантократор - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).

Имеются сведения о наличии в частной коллекции в Твери бронзовой с эмалями иконки с Никитой-бесогоном (старообрядческая пластика кон. XVII-XVIII вв.), а также о нахождении образка-тельника в Белом Городке и каменной иконки с Никитой в Кимрах в 60-70-х гг. XX в.

Большой интерес вызывает иконка (образок-тельник) из Старицы. Автор находки датирует ее ХIV-ХV вв. (Н. Ф. Романченко). Аналогию ей удалось найти в Брянском музее (БОКМ, Инн. N 11381). Ее размеры 20x30 мм (старицкая - 23x25 мм),ушко граненое, святой в туникообразной одежде и плаще дубасит суковатой палкой (?) беса, наступив на него ногой. Происходит она из подъемного материала при археологических раскопках у с. Рябцево, датируется XVI в.6 Старицкая иконка найдена при одном из погребений кладбища ХIV-ХV вв. на берегу р. Волги, раскопанного Н. Ф. Романченко в 1896 г.

Суммировав наблюдения над изображением св. муч. Никиты по этим двум группам находок, мы можем сделать следующие выводы

Бытование этого сюжета на Руси, насчитывающее около 600 лет, требует рассмотрения его путем выделения трех компонентов: а) изображение самого Никиты, б) изображение беса (дьявола), в) детали орнаментального изображения сюжета, положение Никиты и беса относительно друг друга, рассмотрим эти три компонента подробнее.

а) Никита изображается молодым (безбородым), средних или преклонных лет (согнутая спина, борода). Одежда св. мученика то короткополая (типа кафтана), перепоясанная, то длиннополая (типа монашеской рясы), в плаще или без него. Имеются изображения Никиты в латах и шлеме.

б) Бес (дьявол) почти всегда изображается в профиль, пытающимся вырваться из рук святого. Волосы у него вздыблены вверх в форме "колпака" (обычная прическа нечистой силы) Собственно за волосы святой его и держчт. Тело дьявола нагое, за спиной бессильно повисшие крылья, руки вытянуты вперед, в однойиз рук иногда жезл. Встречаются изображения беса в виде небольшого чертенка или чего-то похожего на короткокрылую курицу.

в) Сцена избиения беса мучеником может помещаться на фоне сложной архитектуры (темницы-?) Никита может бить беса как сидя, так и стоя, держа беса на весу или придавив одной ногой.

Учитывая датированные изображения Никиты на различных носителях и построив схему бытования сюжета максимально приближенного к тексту "Сказания..." до почти полной потери связи с ним, мы получаем возможность уточнения датировки (И. Н. Окунева, Т. В. Николаев) образов (изводов) св. мученика. У нас выделяется три тип а образов.

1. Первый тип (рис. 1. 2, 3) наиболее близок к "Сказанию...". Святой а длинном одеянии сидит, привстает или стоит рядом со скамьей. Бес изображается человекоподобным. Снятой избивает его кандалами. Датировка – ХII-ХV вв. Носители: энколпионы (ХII в.), кресты наперсные (ХIV-ХV вв..), кресты-тельники (ХIV-ХV вв..), иконки (ХIV-ХV вв..).

2. Второй тип (рис. 4-10). Никита стоит. Одежда св. мученика может сильно варьировать. Бес чаще всего зайце- или курицеподобный. Избивает его св. мученик то вервием, то цепью,то скалкой (?) или суковатой палкой (вальком). Связь со "Сказанием..." начинает теряться. Носители: иконки (ХV-ХVI вв.), кресты наперсные (ХV-ХVI вв.), кресты-тельники (ХV-ХVI вв.). Старообрядческие иконки (ХVIII-ХIХ вв.) сюда относятся как исключение (намеренная консервация древнерусских традиции).

3. Третий тип (рис. 11-14). Изображение св. Никиты отличается большой условностью. Кроме того, наблюдается тенденция к слиянию образов всех демоноборцев в один. Святой может изображаться в воинском облачении. Дьявола (беса) он может поражать даже крестным знамением. Наблюдается почти полная потеря связи с текстом "Сказания..." Датируется тип XVII в. Носители: деревянная скульптура (нач. XVII в.), иконки (XVII-ХIХ вв.), иконопись (Калуга, XVII в.), крестики-тельники (XVII в.).

В заключение нужно подчеркнуть следующее:

Находки в Твери большого количества крестов (60%), общего числа изве-стных изделий такого рода полуфабрикатов и брака с изображениями святого мученика Никиты бесогона, зафиксированные остатки бронзолитейных мастерских, отсутствие находок подобных крестов в Новгороде - все это позволяет отнести памятники, приписываемые ранее новгородско-тверскому кругу, преимущественно к тверским древностям;

Находки наперсных крестов и тельников под Старой Рязанью, в Калуге, Киеве, Ржеве, а также иконок-тельников в Старице, Белом Городке и Брянской области можно считать произведениями тверского круга. А подобное широкое распространение находок (например, находка под Ст. Рязанью и др.) считать показателем развития торговых связей;

Бытование сюжета со святым мучеником Никитой имеет следующие временные границы: каменный рельеф на западной стене Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) - старообрядческие иконки (ХVIII-ХIХ вв.). Период наибольшего распространения - 2-я пол. ХIV - 1-я пол. XVI вв.

Никита Бесогон - раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе; вымышленный сын римского императора Максимиана. Широко известен в христианской иконографии в мотиве побивания им беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество.

На 15 (28) сентября приходилось поминание двух святых великомучеников по имени Никита - Бесогона и Готского. Во времена Петра I[уточнить] апокриф о житии Никиты сына Максимиана был отвергнут, но не по причине истинности другого, а из-за меньшей популярности. Почитать в этот день стали только Никиту Готского, хотя тот с бесом физически не сражался. Впоследствии в иконографии сюжеты о них иногда сливались.

Житие

Житие о мученике Никите восходит к Новозаветному апокрифу «Сказание о Никитиных мучениях». По мнению исследователей, он является переработкой текста жития одного из раннехристианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готским. Упоминание о нём встречается в индексе отреченных книг XI века, оно вошло в «Правило 59 Лаодикийского собора» наряду с «Обиходами апостольскими», «Георгиевым мучением» и другими так называемыми богомильскими апокрифами. О раннем бытовании апокрифического жития на Руси известно из литературных памятников, в частности из «Сказания о Борисе и Глебе» середины XI века, где упоминается, что в своей предсмертной молитве святой князь Борис вспоминал страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников. По мнению Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина, перевод был сделан в Южной Руси уже к XII веку. Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках, которые датируются ХII-ХIII веками.

В русских списках отречённых книг житие носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царева». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.

Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке - богатыре, одолевшем злого дракона.

Известны также древние храмы в честь святого Никиты. В Переславле-Залесском предположительно уже в XII веке существовал Никитский монастырь. Также был построен храм в Плотницком конце Новгорода, впервые упоминаемый в летописи в 1368 году.

Сюжет

По сюжету апокрифа, Никита был сыном царя-язычника Максимиана, который вместе с его соправителем императором Диоклетианом, был известен великим гонением христиан, в частности мучениями святых великомучеников Георгия и Пантелеимона. Надо заметить, что у реального римского императора Максимиана не было сына Никиты, а единственный сын мученичеством за христианство известен не был.

Однажды Никита попытался обратить отца в христианскую веру, но тот отказался и сам попытался обратить Никиту в язычество. В ответ Никита запросил 12 золотых идолов, чтобы в тайне поклониться им, царь, обрадовавшись, дал их, но Никита чудесным образом стёр их в порошок. Увидев останки уничтоженных идолов, правитель вскричал, что не святой ли Георгий подучил его сделать это? На что Никита ответил отрицательно, добавив, что «уповает на Бога». Также Максимиан упомянул, что Георгия «замучил Дадиан», которого Максимиан называет своим «братом», здесь предположительно, речь идёт об императоре Диоклетиане.

Уничтожение идолов так разозлило царя, что он попытался несколькими способами убить своего сына Никиту, но свершились чудеса и казни не удались. Тогда царь бросил Никиту в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличье, и стал соблазнять отречься от христианства. Слыша голос дьявола, Никита помолился о том чтобы увидеть искусителя, тогда ему явился архангел Михаил, сказавший протянуть руку и схватить беса. Никита схватил беса, и повергнув придавил, наступив на шею. А затем, снял кандалы со своих ног и стал избивать ими дьявола, назвавшегося Вельзевулом.

Никита провёл в темнице 3 года. Затем царь вспомнил о нём и приказал привести. Никита привёл с собой беса, и поверг того ниц пред царем, показав кто им управляет. Однако царь был неумолим и снова приказал мученически казнить своего сына, но опять свершились чудо и казни не удались. Также Никита, с помощью вновь явившегося архангела Михаила, показал чудо воскрешения двух людей, похороненных в каменном столпе. Но царь опять не поверил ему. Тогда против царя восстали все люди с царицею, и Никита в этот день крестил 18 400 человек.

В православной церковной истории есть несколько святых, имевших имя Никита: Никита-бесогон и Никита-мученик (Никита Готский) - первые христиане, подвергшиеся пыткам и смерти за Христа в Константинополе, а также Никита-столпник (который жил в 18 веке в России на верхушке столба).

Никита-бесогон был сыном некоего царя Максимиана. Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца-язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик. Бес начал уговаривать Никиту поклониться языческим идолам и тем самым избежать новых мучений.

Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу, после чего к нему сошел с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него и побил своими железными кандалами, вынудив его признаться в своей дьявольской природе.

Когда царь снова вызвал его на допрос, святой за руку привел беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов.

Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге.

В житии его сказано, что он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола.

Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция «Никита, побивающий беса» была чрезвычайно популярна на Руси. Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение, этот сюжет имел в XIV–XVI веках, когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках.

Святой Никита Бесогон почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или палицей, то вервием. Никита изображен то в короткой опоясанной одежде туникообразного покроя и плаще, то в длинной одежде, напоминающей рясу, то в воинском доспехе. Внешность Никиты тоже оказывается различной: он может быть изображен и безбородым юношей, и зрелым бородатым мужем. Различна и внешность беса: чаще всего он имеет антропоморфные черты, изредка – зооморфные или даже орнитоморфные. Иногда в композицию включены архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита.

Память Никиты Бесогона праздновалась в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (около 372 г.), поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.

После введения в 1720 г. государственного управления русской православной церковью (через Синод) при Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря.

Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века.

Очень красивое и мужественное имя Никита с греческого языка переводится как «победитель». Интересуясь вопросом, когда отмечают православные именины Никиты, надо отметить, что их несколько. И для начала давайте разберемся, как прославились святые, названные этим именем. Среди старославянских находок археологи нашли много старинных крестов и иконок с изображением святого мученика Никиты Бесогона. Он изображался с палкой и кандалами, которые держал в руках и бил ими беса. Именины имени Никита отмечаются несколько раз в году.

Самыми известными являются: Никита Бесогон (как писалось выше), Никита Готский (относившийся к первым христианским мученикам, подвергшимся пыткам в Константинополе), а также Никита Столпник (живший в России в XVIII веке).

Разбираясь с вопросом, когда отмечают именины Никиты Бесогона, надо отметить, что его иконописный сюжет иллюстрирует историю византийских апокрифических текстов жития святого. По некоторым данным, он был сыном царя Максимиана. Уверовав во Христа, он вызвал большое негодование отца-язычника и был подвергнут многочисленным жестоким пыткам, а затем брошен в темницу, куда однажды к нему в облике ангела явился сам бес и стал уговаривать его уверовать в языческих идолов, пообещав ему освобождение от мучений. Никита не поверил этой жуткой ангельской сущности и стал усиленно молиться Господу, и тогда с неба спустился архангел Михаил и приказал подвергнуть испытаниям ложного ангела. Тогда Никита схватил беса и стал бить его своими кандалами, и тот вынужден был признаться в том, что он нечистый дух.

Потом царь опять вызвал к себе Никиту, но тот пришел не один, а привел с собой беса, чтобы показать всем, кто взял власть над ними. А чтобы окончательно убедить, Никита воскресил давно умершую супружескую пару. Но это не подействовало на Максимиана, тогда против него восстали и царица, и народ. В этот день святой Никита крестил 18 400 человек, но вскоре отдал Богу душу.

Святой великомученик Никита Готский

В теме «Именины Никиты» обязательно надо упомянуть и преподобного Никиту Готского, который тоже был христианским святым. Он был готом по происхождению и родился на берегах могучего Дуная. Его крестил епископ Феофил, участвовавший в Первом Вселенском Соборе. Никита вместе с епископом Вульфилой распространял христианство среди своих племен и был воином готского вождя Фритигерна, воевавшем против Атанариха, когда между теми произошел межплеменной конфликт.

Но после того как к власти опять пришел Атанарих, Никита продолжал проповедовать христианство. Тогда его взяли под стражу, долго мучили и изощренными пытками пытались выбить из него отречение от христианкой веры. А потом его казнили через сожжение и, согласно житию, тело святого Никиты огонь не опалил, но его все равно просто убили, и это было в 372 году. Тело мученика забрал его друг Марианн, и оно было погребено в Киликии. Но через некоторое время часть мощей была перенесена в Константинополь, а часть — в сербский монастырь (Высокие Дечаны).

Никита Столпник

Отвечая на вопрос, когда именины Никиты, необходимо рассказать и о преподобном Никите Столпнике, жившем в Переславле-Залесском в XII веке. Он рано женился и предавался всяким порокам, ссорился с богатыми, притеснял бедных и нечестным образом взимал с людей завышенную мзду, за счет этого он нажил себе большое состояние.

Однажды на службе в церкви он услышал слова из писания Пророка Исайи, в котором говорилось, чтобы люди очистились и омылись, перестали делать зло и искали правду. Дальше случилось настоящее чудо: Никиту эти слова тронули до глубины души. Он решил отказаться от своих богатств и своей порочной жизни и посвятить себя служению Богу, и, недолго думая, ушел в монастырь. Никита добровольно возложил на себя тяжелые железные вериги и уединился на каменном столпе. До последнего своего дня на земле он пребывал в посте и молитве, день и ночь замаливая свои грехи перед Господом. За такую жесткую подвижническую жизнь Никита получил от Бога дар чудотворения и мог лечить больных.

Предательство близких

Но однажды к нему пришли два человека, чтобы попросить благословения. Он хорошо знал их. Его истертые вериги блеснули перед их завистливыми глазами, и им показалось, что они серебряные. Тогда они взяли и убили Никиту, чтобы завладеть этим богатством. Это произошло 24 мая 1186 года.

Мощи преподобного Никиты были освидетельствованы и обретены 29-31 мая в 2000 году, по благословению российского Патриарха Алексия II и архиепископа Ростовского и Ярославского Михея.

Никита: именины, день ангела

В житие сказано, что святой Никита помогает в учении, одолевает бесов, предоставляет возможность покаяться в грехах и защититься от прельщений дьявола.

В православной церковной истории есть несколько святых, имевших имя Никита: Никита-бесогон и Никита-мученик (Никита Готский) ― первые христиане, подвергшиеся пыткам и смерти за Христа в Константинополе, а также Никита-столпник (который жил в 18 веке в России на верхушке столба). До 1666 года самым известным и почитаемым из них был Никита-бесогон. В больших количествах находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты. Как узнать Никиту-бесогона? Он изображается с палкой или кандалами, зажатыми в руке, «побивающий беса». Этот сюжет иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития святого Никиты, сына некоего царя Максимиана. Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца-язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик. Бес начал уговаривать Никиту поклониться языческим идолам и тем самым избежать новых мучений. Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу!, после чего к нему сошёл с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него и побил своими железными кандалами, вынудив его признаться в своей дьявольской природе. Когда царь снова вызвал его на допрос, святой за руку привёл беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов. Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге. В житии его сказано, что он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола. С именем святого Никиты связаны две заклинательные молитвы, в которых проявилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Одна из них читается перед сном, другая приписывается самому Никите перед смертью. Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция «Никита, побивающий беса» была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними её воплощениями являются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.), куда по пророчествам сам Серафим Саровский приведёт грядущего русского православного царя для помазывания, и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображениями Николая Чудотворца и Никиты с бесом, предположительно новгородского происхождения (Николаева Т.В., 1983, табл. 14, 2, кат. № 68). Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение, этот сюжет имел в XIV-XVI вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах-энколпионах, наперсных и нательных крестах и амулетах-змеевиках. Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде специальных работ, изданных начиная с 1890-х гг. (Четыркин И.Д, Добрыкин Н.Г.) и до настоящего времени (Ткаченко В.А., Хухарев В.В.). На произведениях металлопластики святой Никита Бесогон почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или палицей, то вервием. Никита изображен то в короткой опоясанной одежде туникообразного покроя и плаще, то в длинной одежде, напоминающей рясу, то в воинском доспехе. Внешность Никиты тоже оказывается различной: он может быть изображен и безбородым юношей, и зрелым бородатым мужем. Различна и внешность беса: чаще всего он имеет антропоморфные черты, изредка ― зооморфные или даже орнитоморфные. Иногда в композицию включены архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита. До 90-х г. 14 в. на иконах и крестах преподобный Никита лупил беса в его обличии (с рогами хвостом и т. д.). Но что удивительно, согласно последним археологическим раскопкам, проводимым в Рязанской области, были найдены нательники, где вместо беса для битья был изображен треугольник ― пирамида! Напрашивается вывод, что православные в конце 14, начале 15 в.в. четко представляли, откуда исходит зло для русского народа и посредством культовой пластики (нательные кресты и образки) пытались оградить себя от этого зла. В Затверечьи (старый ремесленный район г.Твери, находящийся на р.Тверца) сохранился один из древнейших храмов в честь Никиты. Небезызвестный Афанасий Никитин отправился в путь за три моря от Никитского храма. По преданию, наперсный крест с двумя изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии). Память Никиты Бесогона праздновалась 15 / 28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.), поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. После введения в 1720 г. государственного управления русской православной церковью (через Синод) при Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты (бесогона), сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Пришло время восстановить его имя. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX в. Молитва первая. О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веком. Аминь. Молитва вторая . О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веком. Личное прошение . О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веком. Аминь.